
→ Блог → Как AI увеличивает прибыль компаний на 30%
→ Блог → Почему 83% IT-проектов проваливаются без CustDev
Почему 83% IT-проектов проваливаются без CustDev?
Как глубинное интервью спасает внедрение ИИ и автоматизации
Почему 83% IT-проектов проваливаются без CustDev?
Как глубинное интервью спасает внедрение ИИ и автоматизации
Дата публикации: 02 апреля 2025
Среднее время чтения: 4 минут(ы)
Дата публикации: 02 апреля 2025
Среднее время чтения: 4 минут(ы)
Цифры, которые заставят
вас пересмотреть подход к аналитике
67% проектов по цифровой трансформации терпят неудачу
из-за непонимания реальных потребностей бизнеса (McKinsey, 2023).
90% стартапов в сфере AI закрываются в первые 2 года,
потому что их продукт не решает конкретных проблем клиентов
(CB Insights).
Компании, проводящие CustDev перед разработкой,
сокращают бюджет на доработки на 40% (Forrester).
Если вы внедряете искусственный интеллект, RPA или цифровую трансформацию без глубинных интервью — вы рискуете потратить миллионы на ненужный функционал.
Цифры, которые заставят
вас пересмотреть подход к аналитике
67% проектов по цифровой трансформации терпят неудачу
из-за непонимания реальных потребностей бизнеса (McKinsey, 2023).
90% стартапов в сфере AI закрываются в первые 2 года,
потому что их продукт не решает конкретных проблем клиентов (CB Insights).
Компании, проводящие CustDev перед разработкой,
сокращают бюджет на доработки на 40% (Forrester).
Если вы внедряете искусственный интеллект, RPA или цифровую трансформацию без глубинных интервью — вы рискуете потратить миллионы на ненужный функционал.
Что такое CustDev и почему
он критичен для ИТ-решений?
Что такое CustDev и почему
он критичен для ИТ-решений?
Customer Development (CustDev) — это метод исследования, который помогает:
Выявить реальные боли клиента (а не те, что вы ему приписали).
Понять, готов ли бизнес к изменениям (часто компании хотят «волшебную таблетку», но не готовы менять процессы).
Снизить риски «ненужного продукта» (когда после года разработки выясняется, что решение не используют).
Customer Development (CustDev) — это метод исследования, который помогает:
Выявить реальные боли клиента (а не те, что вы ему приписали).
Понять, готов ли бизнес к изменениям (часто компании хотят «волшебную таблетку», но не готовы менять процессы).
Снизить риски «ненужного продукта» (когда после года разработки выясняется, что решение не используют).
Пример провала без CustDev:
Один крупный банк внедрил AI-ассистента для колл-центра за $2 млн. Через 3 месяца оказалось, что:
• 70% клиентов продолжали звонить операторам, потому что бот не понимал сложные запросы.
• Персонал саботировал систему, так как их не вовлекли в процесс.
Вывод: Если бы перед разработкой провели 20 интервью с операторами и клиентами, провала можно было избежать.
Пример провала без CustDev:
Один крупный банк внедрил AI-ассистента для колл-центра за $2 млн. Через 3 месяца оказалось, что:
• 70% клиентов продолжали звонить операторам, потому что бот не понимал сложные запросы.
• Персонал саботировал систему, так как их не вовлекли в процесс.
Вывод: Если бы перед разработкой провели 20 интервью с операторами и клиентами, провала можно было избежать.
Какие вопросы задавать в CustDev
перед внедрением ИИ и автоматизации?
Вопросы для выявления боли:
«Какие рутинные задачи отнимают больше всего времени?» (Часто клиент не осознает, что их можно автоматизировать).
«Как вы сейчас решаете проблему X?» (Покажет «костыли» в процессах).
«Что вас больше всего раздражает в текущей системе?» (Ключ к UX будущего решения).
Какие вопросы задавать в CustDev перед внедрением ИИ и автоматизации?
Вопросы для выявления боли:
«Какие рутинные задачи отнимают больше всего времени?» (Часто клиент не осознает, что их можно автоматизировать).
«Как вы сейчас решаете проблему X?» (Покажет «костыли» в процессах).
«Что вас больше всего раздражает в текущей системе?» (Ключ к UX будущего решения).
Вопросы для проверки гипотез:
«Готовы ли вы платить за решение этой проблемы? Сколько?» (Проверка коммерческой ценности).
«Как бы вы оценили гипотетическое решение по шкале от 1 до 10?» (Фильтр для «надуманных» потребностей).
Вопросы для оценки готовности к изменениям:
«Кто в вашей команде будет главным пользователем системы?» (Поможет выявить сопротивление).
«Какие KPI вы ждете от внедрения?» (Четкие метрики успеха = меньше споров после запуска).
Шаг 5. Прототип и валидация
• MVP на no-code (например, Figma + Tilda) для проверки гипотез.
Пример: Перед разработкой сложного AI-анализатора документов юрфирма протестировала прототип в Google Sheets — это сэкономило 6 месяцев разработки.
Вопросы для оценки готовности к изменениям:
«Кто в вашей команде будет главным пользователем системы?» (Поможет выявить сопротивление).
«Какие KPI вы ждете от внедрения?» (Четкие метрики успеха = меньше споров после запуска).
Как проводить CustDev правильно: 5 шагов
Шаг 1. Выбор респондентов
• Не только топ-менеджеры! Те, кто будет пользоваться системой ежедневно (менеджеры, операторы, логисты).
• Идеальное число интервью: 10-15 (после 7-го начинают повторяться ключевые инсайты).
Шаг 2. Формат интервью
• Только личные встречи или видеозвонки (опросники дают поверхностные ответы).
• Запись и расшифровка (чтобы не упустить детали).
Шаг 3. Анализ данных
• Ищем повторяющиеся боли (если 8 из 10 респондентов говорят об одной проблеме — это приоритет).
• Фильтруем «хотелки» (не все запросы клиента стоит реализовывать).
Шаг 4. Приоритизация гипотез
• Метод RICE (Reach, Impact, Confidence, Effort) для оценки идей.
Пример:
Как проводить CustDev правильно: 5 шагов
Шаг 1. Выбор респондентов
• Не только топ-менеджеры! Те, кто будет пользоваться системой ежедневно (менеджеры, операторы, логисты).
• Идеальное число интервью: 10-15 (после 7-го начинают повторяться ключевые инсайты).
Шаг 2. Формат интервью
• Только личные встречи или видеозвонки (опросники дают поверхностные ответы).
• Запись и расшифровка (чтобы не упустить детали).
Шаг 3. Анализ данных
• Ищем повторяющиеся боли (если 8 из 10 респондентов говорят об одной проблеме — это приоритет).
• Фильтруем «хотелки» (не все запросы клиента стоит реализовывать).
Шаг 4. Приоритизация гипотез
• Метод RICE (Reach, Impact, Confidence, Effort) для оценки идей.
Пример:
Гипотеза | Reach | Impact | Confidence | Effort | Итог | |
«Внедрить чат-бота вместо 40% операторов» | 8 | 9 | 7 | 6 | Высокий приоритет | |
«Добавить блок с NFT-товарами» | 3 | 2 | 4 | 8 | Отложить |
Гипотеза | Reach | Impact | Confidence | Effort | Итог | |
«Внедрить чат-бота вместо 40% операторов» | 8 | 9 | 7 | 6 | Высокий приоритет | |
«Добавить блок с NFT-товарами» | 3 | 2 | 4 | 8 | Отложить |
Шаг 5. Прототип и валидация
• MVP на no-code (например, Figma + Tilda) для проверки гипотез.
Пример: Перед разработкой сложного AI-анализатора документов юрфирма протестировала прототип в Google Sheets — это сэкономило 6 месяцев разработки.
Шаг 5. Прототип и валидация
• MVP на no-code (например, Figma + Tilda) для проверки гипотез.
Пример: Перед разработкой сложного AI-анализатора документов юрфирма протестировала прототип в Google Sheets — это сэкономило 6 месяцев разработки.
Топ-3 ошибки в CustDev (и как их избежать)
Ошибка 1: «Мы и так знаем, что нужно клиенту»
Последствия: Выход продукта, который никто не использует.
Решение: Проверять каждое предположение через интервью.
Ошибка 2: Опрашивать только лиц, принимающих решения
Проблема: Топ-менеджеры часто не знают реальных процессов.
Совет: Говорить с рядовыми сотрудниками (будущими пользователями).
Ошибка 3: Игнорировать сопротивление изменениям
Пример: Внедрение RPA провалилось, потому что сотрудники боялись увольнений.
Как избежать: Вовлекать команду с этапа интервью.
Топ-3 ошибки в CustDev (и как их избежать)
Ошибка 1: «Мы и так знаем, что нужно клиенту»
Последствия: Выход продукта, который никто не использует.
Решение: Проверять каждое предположение через интервью.
Ошибка 2: Опрашивать только лиц, принимающих решения
Проблема: Топ-менеджеры часто не знают реальных процессов.
Совет: Говорить с рядовыми сотрудниками (будущими пользователями).
Ошибка 3: Игнорировать сопротивление изменениям
Пример: Внедрение RPA провалилось, потому что сотрудники боялись увольнений.
Как избежать: Вовлекать команду с этапа интервью.
CustDev — это страховка вашего IT-бюджета!
Потратьте 2-3 недели на глубинные интервью.
Выявите 3 ключевые боли, которые стоит автоматизировать.
Протестируйте гипотезы до начала разработки.
CustDev — это страховка вашего IT-бюджета!
Потратьте 2-3 недели на глубинные интервью.
Выявите 3 ключевые боли, которые стоит автоматизировать.
Протестируйте гипотезы до начала разработки.
Хотите провести
CustDev для своего проекта?
вопросы и избежать дорогостоящих ошибок.
Хотите провести
CustDev для своего проекта?
вопросы и избежать дорогостоящих ошибок.
Читайте также


Как машинное обучение увеличивает прибыль ритейла на 30%: полное руководство по внедрению AI в 2025 году

Как AI (искусственный интеллект) сокращает издержки и ускоряет вывод лекарств на рынок
в фармацевтике с реальными кейсами
и инструментами...

Системная интеграция в ритейле: как объединить технологии и увеличить прибыль

Почему 83% IT-проектов проваливаются без CustDev? Как глубинное интервью спасает внедрение ИИ...

Зачем тратить время на глубинное интервью? Как 2 часа разговора сберегут вам миллионы при внедрении ИИ...
Команда «ITRIA»
Мы имеем практический опыт в разработке
и внедрении технологических решений
на основе актуальных технологий машинного обучения и искусственного интеллекта
в различных средах, включая автономный сценарий реализации без использования сторонних сервисов, обеспечивающий повышенную конфиденциальность обрабатываемых данных в экосистеме заказчика.
Обратитесь к нам, и мы оценим вашу задачу, предложим план внедрения и выберем подходящую технологию для вашего
проекта и задач.
Читайте также
Команда «ITRIA»
в экосистеме заказчика.
Обратитесь к нам, и мы оценим вашу задачу, предложим план внедрения и выберем подходящую технологию для вашего проекта и задач.
Команда «ITRIA»
без использования сторонних сервисов, обеспечивающий повышенную конфиденциальность обрабатываемых данных
в экосистеме заказчика.
Обратитесь к нам, и мы оценим вашу задачу, предложим план внедрения и выберем подходящую технологию для вашего проекта и задач.
